Скульптура 20 века: поиски и находки
Как и все виды искусства, скульптура в начале 20 века переживает сложный период поиска новых форм. Первую скрипку в этом массовом поиске задает гюст Роден. Великий мастер становится законодателем в области скульптуры, его предложения встречаются коллегами и критикой и восторгом. Фактически, вся скульптура 20 века выросла из экспериментов в мастерской Родена.
Работы мастера полны новизны, нехарактерной для реализма внутренней и внешней динамики, ощутимой энергетики и отказа от многочисленных условностей. Однако, Роден остается в рамках привычных форм и реалистичности образов. Скульптура остается самым "консервативным" видом искусства до тех пор, пока в эстетику пластики не вторгаются кубисты.Кубисты не могли остаться в стороне от объемного искусства. По природе этого течения, мастерам должно было быть тесно в двух дименсиях. Поэтому они и тяготели к объему. Первые работы скульпторов, решивших нарушить многовековую традицию реализма, были восприняты ценителями и критикой весьма настороженно. икассо, Лоран, Дюшан-Виллен - практически ни один мастер живописец не смог противостоять искушению попробовать свои силы в пластике.
Для этого периода скульптуры характерны сдвиги форм, лишенные сюжета композиции, эксперименты с разными материалами. Все кубистические скульптурные новшества быстро сошли на нет, Европа межвоенного периода нуждалась в иной эстетике.
Тоталитарные режимы 30-х годов требовали от скульпторов патетики, воспевания силы и монументальности. Талантливые мастера Германии, Италии, СССР были заняты поэтизацией труда, возвеличиванием вождей и соревнованием с коллегами из других стран. Бюсты и скульптурные группы Арно Брекера - официального скульптора нацистов, знаменитая работа Веры Мухиной "Рабочий и Колхозница", череда псевдоантичных работ итальянских мастеров обласканных Муссолини - все это результат тотального вмешательства политики в творчество.Несомненная историческая ценность и талант мастеров не дают основания считать многочисленные работы эпохи диктатур неким "прорывом" в развитие европейской скульптуры. В это время мастера пытаются переосмыслить опыт предыдущих веков и приспособить его к нуждам современности.
Стремление послевоенных художников убежать подальше от реализма легко объясняется недавно закончившейся мировой бойней и крушением фашистских режимов. Реальность слишком неприглядна, чтобы ее отображать. Мастера пластики ищут новые формы выражения красоты мира. Сюрреализм для подобного поиска предоставляет множество возможностей. Предметом изображения становится мечта, галлюцинация, мираж, видение.
Сложностью для многих мастеров оказался полный отказ от привычных форм и содержания. Неутомимый Дали страшил многих, заставлял остерегаться тривиального подражательства и откровенной бессмыслицы. Эрнст, Швиттерс, Арп - все лучшие мастера нового направления тяготели в своих работах к прежним эстетическим нормам.Постмодернизм, с его стремлением к провокации, игре, иллюзии, сумел переварить всю тысячелетнюю историю скульптуры, взяв из каждого стиля нечто особенное. Постоянно комбинируя, переставляя, творчески перерабатывая новое направление, которое по сути можно считать сотней микронаправлений, создает удивительно непохожие друг на друга произведения. В них множество идей, неоднозначность и многоплановость, откровенная провокация и плагиат, возведенный на пьедестал "реплики вечного".
Не боясь эксперимента, сделав его необходимой составляющей творческого процесса, постмодернизм спешит удивить, шокировать, вызывать сильные чувства у зрителя. С каждым годом стилистическое разнообразие становиться все более сложным и едва ли поддающимся классифицированию.