История скульптуры из камня с древности и до наших времен
В попытке воплотить свое представление об окружающем мире древний человек изготовил одну из самых первых каменных скульптур, получившую впоследствии название неолитической Венеры. Это утрированное, даже гротескное изображение женского тела, по мнению ученых, символизировало плодородие, великую Богиню-Мать, вечный символ бесконечности жизни.
Эпоха великих древних цивилизаций также ознаменовалась созданием великолепных каменных скульптур, достаточно вспомнить могучих ассирийских крылатых львов и буйволов, сфинксов и богов Египта и потрясающей красоты римские мраморные копии древнегреческих статуй, которые в большинстве своем были сделаны из бронзы. До сих пор воображение потрясает фигура крылатой Ники Самофракийской, хоть и лишенной головы, но за столетия не растерявшей своей необыкновенной экспрессии.
В средние века каменная скульптура в основном была предназначена для создания религиозных изображений и запечатления на века образов правителей. Скульптуры многочисленных храмов, например, собора Руана и Нотр-Дам де Пари дошли до наших дней, однако не сохранили имен своих создателей.
Эпоха Возрождения
Статуи эпохи Возрождения поражают реализмом изображения и своим художественным совершенством. Техника обработки камня достигла вершин в знаменитой статуе Давида работы Микеланджело Буонаротти. Этот гениальный мастер в совершенстве знал человеческое тело и не менее виртуозно владел резцом. Его Давид не просто совершенен, он выполнен предельно реалистично, кажется, что по его мраморным венам течет настоящая кровь.
Постепенно скульптура становится все более камерной и перестает быть украшением лишь городских площадей, церквей и дворцов. Небольшие по размеру статуи изготавливаются для парков и декоррирования фонтанов, все больше изделий украшает быт аристократов и зажиточных буржуа. Камень для такой скульптуры используется все реже, в основном это мрамор как наиболее дорогой вид материала. Своими скульптурными группами необыкновенной красоты прославился Антонио Канова.
Новое время
Если говорить о новом времени, то наиболее впечатляющими и новаторскими можно считать каменные статуи Огюста Родена. Его авторские версии «Поцелуя» производили неизгладимое впечатление на публику, поражая реализмом изображения и силой чувств.
Новейшее время ознаменовалось бурными переменами в искусстве, что сказалось и на скульптуре. Возникли новые формы и течения, а каменная скульптура утратила реалистичность изображения, полностью соответствуя авангардным представлениям об искусстве. В моду вошли современные материалы, а камень как дорогой и трудно поддающийся обработке материал стал использоваться довольно редко. Новое время – новые образы и технологии. Например, испанский скульптор Хосе Мануэль Лопес Кастро умеет обращаться со сложным в работе гранитом и кварцем так, как будто это мягкая глина. Его работы просты, уникальны и весьма впечатляющи. Что будет в будущем с каменной скульптурой, покажет время.