Дуэль Онегина и Ленского, Илья Ефимович Репин
К теме дуэли Илья Репин обращался неоднократно в своём творчестве. Первый триумф на данный сюжет автор испытал ещё в 1896 году, когда зарубежной публике в Венеции была представлена работа «Дуэль».
Дуэль Онегина и Ленского является одним из кульминационных моментов романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин». Неудивительно, что эта драматичная мизансцена была привлекательная для художников, тем более, что автор романа сам разделил незавидную участь Ленского годы спустя.
Представленная работа отличается эмоциональностью и точностью образов – диагональное построение композиции даёт ощущение трагичности, а гордые упрямые позы героев ярко говорят о том, что дуэлянты исполнены решимости довести дело до конца.
Критики не устают восхищаться Репиным за его огромнейший вклад в отечественное искусство, многогранность творчества, глубину проблем и филигранную разработку образов, однако, и они отмечают некое снижение качества живописи к закату жизни мастера. Впрочем, и сам автор редко был доволен своими последними работами.
Внимательный зритель заметит некоторую эскизность в изображении действующих лиц, особенно в персонаже на дальнем плане – мы явственно видим очерченные контуры фигуры. Хотя все эти особенности можно отнести к необычной для мастера технике - акварель и белила.
Картина написана Репиным, что называется «для души». Она является ещё одним подтверждением огромного тематического и технического диапазона гениального русского живописца.