Отказ от исповеди, Илья Ефимович Репин
Идея сюжета представленной картины пришла к Илье Репину случайно – ему попалось на глаза стихотворение в запрещённом журнале «Народная воля», которое носило название «Последняя исповедь». В произведении Н.М. Минского (Виленкина) рассказывалось о революционере, который отказывается покаяться перед лицом священника, готового отпустить ему грехи. Приговорённый к смерти считает себя правым, поэтому не нуждается в покаянии.
Страстный спор в стихотворении Репин заменил исступленным молчанием на полотне. Священник сжимает крест в руке, ожидая решение заключённого, по сути не испытывая никакого интереса – ни пламенных призывов, ни религиозных увещеваний. Измождённый смертник в грязном халате с растрёпанными волосами и обвисшими усами, готовый принять свою участь, просто безмерно устал, но, тем не менее, остался силён духом. Он как бы отшатывается от священника, гордо вскинув голову – вся его поза говорит: «нет, не нужно!»
Тягостное настроение подкрепляется цветовым решением. Тёмный фон заполняет большую часть полотна, лишь две фигуры высветлены невидимым зрителю источником. Боковой свет выхватывает и скудную обстановку – скромную железную кровать.
Строгая цензура не пропустила работу к передвижной выставке, ссылаясь на недопустимый сюжет, и зритель познакомился с «Отказом от исповеди» только десять лет спустя. Хотя революционно настроенное общество прекрасно знало картину по фотографиям.
Известно, что к данному сюжету Репин вернулся многими годами позже (1913), создав акварельный вариант картины.
Стасов, который когда-то вместе с Репиным познакомился со стихотворением в нелегальном журнале, писал живописцу после того как увидел картину: «Илья, я вне себя – не то, что от восхищения, а от счастья…это настоящая картина, какой только может быть картина!»