Проводы новобранца, Илья Репин
На счету Ильи Репина много ярких самобытных картин, которые заинтересовывают и восхищают нас до сих пор. Живописец всегда был в поисках интересных сюжетов, говорящих образов и интересных декораций. Именно поэтому в его работах всегда есть цельное повествование, которое услужливо разворачивается перед своим зрителем.
В 1878 году живописец с семьёй переезжает в Москву, а уже через год Репин заканчивает картину «Проводы новобранца», представляющую собой многофигурную композицию. Идея работы приходит живописцу в Абрамцево, где жил его близкий друг, меценат Савва Мамонтов. Гуляя по окрестностям, внимательный взор Ильи Ефимовича то и дело выхватывал картины сельской жизни.
В этой картине автор запечатлел примечательное действо – семья и соседи провожают молодого парня на службу в армию. Центром полотна является главный герой, юноша-новобранец. Кульминационный момент работы Репин мастерски подчеркнул, высветлив семью юноши ярким светом, и расположив эту группу напротив открытой двери. Более того, эта открытая дверь воспринимается нами символически - как окно в неведанную жизнь, через которое должен перешагнуть парень, готовый отдать долг родине.
Как на многих картинах передвижников, все герои заняты своим делом: мать обнимает сына, упав ему на грудь, растерянно, понурив голову, стоит отец – уходит его помощник, старик держит лошадь за поводья, ожидая, когда закончатся проводы, сельский люд глядит на семью издалека, и даже собака прибежала проститься. А посреди всей этой беспокойной сцены стоит юноша в добротной одежде и новых лаптях, готовый отбыть на службу. Любого из героев можно почувствовать – настолько тщательно Репин выписал каждого, наделив эмоциями и определённым действом.
Хочется отметить, что в картине нет никакого критического подтекста - автор не пытается обличать, ставить какие-либо насущные вопросы, связанные с бытом крестьян. Репин просто создал полотно, окутанное грустным, но светлым настроением, полное душевности, интимности и сентиментальности.
Работа очень полюбилась простому народу, который мог её видеть на передвижных выставках, ведь здесь разворачивался знакомый для них сюжет. Не являясь социально-критической картиной, полотно всё же заслужило положительные отзывы у критиков, упрочив положение Репина в художественном передвижном обществе.