По следу, Репин, 1881
Как и многие другие картины Репина, это полотно поражает глубиной изображения пространства вроде бы незаметными художественными приемами. На картине изображены две фигуры казаков – один на переднем плане, практически в центре полотна, второй в самой его глубине, сбоку от вглядывающегося вдаль казака в высокой шапке.
Кроме этих двух фигур на картине больше ничего нет, только блеклое голубое небо, словно подернутое маревом или знойной дымкой. На нем размытые облака, скрадывающие линию горизонта и придающие особенную глубину и выразительность изображению.
Нижняя часть картины – это бесконечная плоская колосящаяся степь, из-за выгоревшей на солнце растительности кажущаяся покрытой бледным золотом. Она постепенно переходит в светлое небо, что делает картину наполненной воздухом и пространством.
Далекая фигура специально словно лишена красок, он сидит на светлой лошади, а из ярких пятен заметна только красноватая часть одежды. Это сделано специально, чтобы сфокусировать все внимание на основном элементе картины.
Центральная фигура казака поражает своей выразительностью. Он весь напрягся и вытянулся в струнку, высматривая затерявшийся в траве след. На нем яркий наряд – высокая шапка из мерлушки, красный форменный кафтан и широкие темно-синие шаровары. В руках у него очень длинное ружье – такое оружие отличается очень точным боем на большом расстоянии.