Обсуждения

Марина,  как рассчитать петли, в первую очередь пе...
Хотелось бы еще узнать как рассчитать петли при вя...
Нашел свои любимые гуашевые краски от бренда VISTA...
Нашел свои любимые масляные краски Pebeo. Посмотре...
Нашел свои любимые кисти. Посмотрел в общем ассорт...

Жостовская роспись подносов

Жостовская роспись подносов

Среди российских брендов с мировым именем особняком стоят различные народные промыслы. Оренбургские пуховые платки, деревянная посуда с хохломой, вологодские кружева и множество других, уникальных художественных промыслов широко известны как в России, так и за пределами нашей Родины. Одним из таких является жостовская роспись. История появления ее начинается в 19 веке и продолжается по сей день. Основами техники этой росписи можно овладеть, изучив различные методические материалы. А стать настоящим мастером поможет вдохновение и практика.

Жостовская роспись берет свое начало от традиционной тагильской художественной росписи. Попав в центральную Россию, промысел был подхвачен мастерами в селах нынешней московской области — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком. Изначально цветочными мотивами расписывались лакированные предметы из папье-маше. Чуть позже, с развитием металлургии, мастера перешли на более прочные и практичные металлические подносы. В начале XX века разрозненные мастерские объединились в артель «Металлоподнос». Преодолев множество противоречий предвоенного и кризис военного времени, в 1960 году сформировалась жостовская фабрика декоративной живописи. В настоящее время жостовские подносы можно встретить по всему миру, традиционные цветочные букеты узнаваемы и любимы. Они участвуют в различных выставках и конкурсах, представлены в музеях. Жостовскую роспись копируют, имитируют, создают изделия «по мотивам».

Чтобы создать вещь в стиле Жостово, необходимо придерживаться определённых правил:

  • Основой для росписи является металлический (кованый или штампованный) поднос.
  • Мастера на фабрике Жостово расписывают подносы масляными красками с помощью беличьих кистей. Однако, для имитации жостовской росписи можно использовать и акриловые краски с синтетическими кистями. Для того, чтобы акрил не высыхал слишком быстро и давал большую свободу действий, можно добавить в него замедлитель высыхания.
  • Поднос грунтуется и окрашивается в основной цвет. Чаще всего встречаются жостовские подносы чёрного цвета, однако фон может быть и другим — красным, синим, зелёным или даже белым. Поскольку изделие предполагает глянцевое покрытие, поверхность должна быть идеально ровной.
  • На изделие набрасывается общая композиция рисунка - так называемая замалевка. Поскольку нашей целью является лишь имитация жостовской росписи, для облегчения работы можно заранее нанести контур карандашом.
  • Замалевка — рисунок слегка забелёнными красками, передающий основной сюжет будущей росписи. Как правило, это декоративные натюрморты из фантазийных цветов и фруктов, реже — узнаваемые виды цветов.
  • Рисунок наносится от центра по кругу.
  • После нанесения замалевки работу необходимо просушить. На фабрике подносы сохнут 12 часов в специальных сушильных камерах. Акриловые краски сохнут значительно быстрее масляных, поэтому одного-двух часов будет достаточно, чтобы рисунок полностью высох.
  • Так называемая выправка состоит из нескольких операций — тенежка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка. Из названия можно понять суть процесса. Тенежка – прорисовка теней на элементах; бликовка – создание светлых бликов, придание объема; чертежка — детализация рисунка, добавление мелких элементов; привязка – объединение разделенных элементов в один цельный рисунок. Задача всех этих процессов — выделить детали, придать росписи максимальную детализацию и декоративность, «оживить» рисунок. Именно в этот момент проявляется индивидуальность мастера, его виденье изделия в целом.
  • После того, как роспись центрального элемента закончена, бортики подноса необходимо украсить легким растительным орнаментом контрастного цвета. Удобнее всего сделать это тонкой кистью-лайнером. Изделие покрывается тремя-четырьмя слоями лака (в нашем случае акрилового) с промежуточной просушкой. Лак лучше использовать глянцевый или полуглянцевый — он придаст изделию необходимую яркость и декоративность. Если предполагается использование подноса по назначению, можно завершить обработку термостойким лаком - например, нитролаком «Цапон», в 2-3 слоя.

    онечно, созданную таким образом вещь нельзя назвать настоящей жостовской. Это всего лишь имитация или стилизация. Однако, практикуясь, можно значительно приблизиться к идеалу, научившись создавать оригинальные композиции и перейдя на технологии, используемые непосредственно на фабрике декоративной росписи в Подмосковье. А возможно, со временем стать родоначальником нового направления в декоративной росписи - ведь когда-то даже жостовская роспись была лишь "вариацией на тему".

    Автор статьи — Ольга Васильевская

    Товары:
    20:41