Традиционные методики золочения
Существует несколько способов нанести позолоту на твердую поверхность, но самым древним, без сомнения, является методика золочения ртутью, которая больше известна среди художников как «огневое» золочение. Этот способ получил широкое распространение именно в культуре восточных славян, которые использовали золотую амальгаму и наносили ее на серебро и бронзу. На огне золото расплавляют и смешивают с ртутью, потом используют для нанесения изделие. Этот прием популярен в архитектуре и для большинства современных художников не представляет интереса. Ртуть также является активным отравляющим веществом, работать с ней вне лабораторных условий и без соблюдения максимальной осторожности невозможно.
Золочение на полимент
Водная методика — самая популярная среди иконописцев. Способов применения методики в интерьере и искусстве много:
— Отделка рам картин;
— Оформление киотов;
— Декорирование плинтусов, мебели;
— Нанесение позолоты на металлические изделия.
Иконописцы называют полиментом левкас (грунт для иконописи), который становится основой для нанесения сусального золота. Левкас готовится из смеси глины, кроликового или осетрового коллагена (клея), льняного масла и мела.
Полимент размешивают с яичным белком, сбитым с водой, добиваются густой консистенции, затем подогревают на водяной бане, чтобы сделать ее мягкой и податливой. При помощи кисти состав наносится на твердую ровную поверхность, предназначенную для золочения, и полируется.
Подготовленная поверхность обрабатывается водкой, на нее наносится заранее подготовленный лист золота. После нанесения необходимо отполировать позолоту при помощи ваты, капроновой ткани или беличьей кисти. Дорабатывается поверхность при помощи зубка.