Пастель
Рисование углем и известью было предшественником пастельной живописи. Сама техника появилась примерно в 17 веке. Основой стала вспомогательная техника рисования углем, которым делали эскизы, наброски. Пастель обладает красивой мягкой текстурой, напоминающей бархат, и матовую поверхность. Цветовая выразительность не самая насыщенная, но при этом сам способ передачи цветовых оттенков позволяет художнику найти собственный путь самовыражения при рисовании пастелью. Сегодня лучшей поверхностью считается пастельная бумага, на которой легко зафиксировать рисунок, в более ранние периоды для рисования использовали самые разные поверхности, включая замшу.
Большие шаги маленьких мелков
Пастель прошла несколько этапов на пути к своему современному виду с десятками разных техник:
— Популярность среди портретистов в 17-18 вв.;
— Внимание со стороны импрессионистов в 19 в.;
— Широкое распространение во всех направлениях в 20 в.
Немаловажным фактором интереса художников к пастели является практичность. Мелки всегда готовы к использованию. Сухая пастель не потребует от художника никаких дополнительных инструментов для работы: пастельная бумага и мелки — большего ничего не нужно для начала рисования. Возможно, именно практичность и мобильность графических инструментов эпохи Возрождения стали причиной для быстрого восхождения пастели на пьедестал изобразительного искусства. В средневековье многие художники использовали для создания эскизов и набросков сангину, перья, мел и уголь. Боттичелли, Тициан, Франческа и Да Винчи использовали в своих работах сангину, мел и уголь — рисунки сохранились и до сих считаются несомненными шедеврами графики.
Ранние техники рисования сухими красками сводятся к использованию черного камня (заточенный уголь, часто оправленный деревом или тканью) для создания упрощенного эскиза, начертания контурных линий, сплошного закрашивания некоторых частей рисунка. Полутени, багровые тона накладываются уже сангиной — красным карандашом. Известняк использовали для создания на рисунках бликов, отражений, в целом игры света и тени.
Широкое использование сангины было первым серьезным шагом художников к поискам большего количества средств выражения при помощи сухих красок. Уже в 17-18 вв. портретисты стали использовать богатство красок пастели таким образом, что работы стали почти неотличимы от выполненных маслом. Сегодня многообразие цветов пастели позволяет передавать на бумаге объем, цвет, игру света и тени объектов со сложным рельефом. Пастелью рисуют портреты, пейзажи, работы в стиле абстракционизма.