Масляная пастель
Пастель позволяет художнику создавать выразительные картины и при этом работать быстро. Сухая пастель использовалась самыми известными мастерами, среди которых Дега, Левитан и Серов. Для большинства начинающих художников техника работы с сухой пастелью кажется достаточно простой, но освоение лучше начинать с масляной пастели. Масляная пастель представляет из себя мелки, которые изготавливаются методом прессования пигментов с восковой или жировой основой с добавлением льняного масла. Текстура этих мелков жирная, маслянистая, штрихи получаются более насыщенными и выразительными.
Масляная пастель позволяет художнику использовать поверхности с менее выраженной фактурой по сравнению с поверхностями, которые нужны для работы с сухой пастелью. Мазки масляных мелков намного лучше ложится на любую поверхность, но при этом очень трудно растушевывается. Для растушевки используют пальцы, смоченные в воде. Такой техникой можно добиться эффекта растушевки. Смешивание цветов достигается чаще всего градацией цветов, а не лессировкой. Эффекта смешивания можно также добиться, если немного сильнее давить на мелок при рисовании поверх цветового слоя. Этот прием используется при работе с масляной пастелью чаще всего.
Масляная пастель и основные приемы
Основными приемами работы с пастелью для создания цветов можно назвать:
— Штриховку, перекрестную и параллельную;
— Перекрестное наложение разных цветов;
— Усиленное давление на мелок для смешения цветов;
— Растушевку мокрым пальцем.
Масляная пастель обладает очень плотной структурой, а потому быстро забивает зерно бумаги. Поверхность самой пастели хорошо адгезирует с любыми веществами, а потому перекрестная штриховка является неплохим способом смешивания цветов. Многие мастера использовали именно перекрестную штриховку для создания иллюзии цвета в своих картинах.
Важным свойством масляной пастели является невозможность стирания штрихов и частей рисунка без использования растворителя. На рынке художественных принадлежностей есть специальные растворители для работы с пастелью, но можно использовать спирт или скипидар. Другой характерной особенностью можно назвать независимость от фиксатора. Рисунки не требуют дополнительной фиксации из-за хорошей адгезии пастели по отношению к бумаге. Рисовать ей можно почти на любой фактурной поверхности: холсте, замше, дереве, грунтованном и негрунтованном картоне.